Процесс сенсорной интеграции - это соединение в единое целое ощущений от окружающего мира, передаваемых органами чувств. Он происходит бессознательно и организуется в нервной системе. Когда сенсорные системы работают согласованно, малыш развивается согласно нормам и у него формируется полноценная картинка мира.
У «молчунов» развитие нарушено, поэтому для первоначального запуска речи малыша нужно «растормошить» его органы чувств. Раздражать их необходимо обонятельными, тактильными, слуховыми, вкусовыми, зрительными и вестибулярными методами. Так же следует помнить о проприоцептивной системе.
Для чего нужна сенсорная интеграция?
- улучшение внимания и поведения
- развитие речи
- избавление от мышечного напряжения и чувства тревоги
- поавление агрессии и гиперактивности
- улучшение координации движения
- облегчения состояния при аутизме, ДЦП, олигофрении
Сенсорная дисфункция у детей разного возраста проявляется по-разному, вот на что следует обратить внимание:
- У младенцев может отсутствовать навык гуления, повторение однообразных звуков, трудности с грудным вскармливанием, отказ от груди, проблемы с глотанием.
- В младшем возрасте это хождение на цыпочках, изучение предметов и людей обнюхиванием, тяга к играм с грязью или, наоборот, чрезмерная брезгливость, отсутствие зрительного контакта.
- В следующем возрастном периоде – это бесцельное повторение фраз, невозможность соединить простые словосочетания, например: дай пить, хочу кушать. Малыш не понимает обращенную речь. Испытывает трудности взаимодействия с взрослыми и детьми.
Основным принципом сенсорной интеграции является развитие базовых уровней систем. Вкус, ощущение себя и своего тела в покое и движении, запах, свет. Главная цель – активизировать речь в любой форме.
Катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду, прятать и ронять игрушки. С первых дней жизни ребенка необходимо позаботиться о том, чтобы его окружало необходимое количество сенсорных стимулов. Разрешайте малышу рисовать, импровизировать, пробовать, трогать, и, может даже, по-хулигански рисовать на обоях – все это шажочки к решению проблемы или же недопущению ее развития.
В нашем центре в процессе разнообразных игр на специальном оборудовании, мы также даем возможность, помогаем ребенку получить недостающий сенсорный опыт. Часто, после – происходят настоящие чудеса!
Сенсорная интеграция нужна детям с:
- ЗРР,
- ЗПР,
- РАС,
- СДВГ,
- ТНР,
- алалией.
Хорошие методики чаще передаются от родителей к родителям в качестве рекомендации, интернет пестрит информацией, популярные блогеры рассказывают об этом, многие мамы водят детей на занятия в развивающие детские клубы, где работают по такой программе, поэтому сенсорная интеграция это не только нужно, и модно. А это, конечно, редкое сочетание!