Нормы речевого развития, установленные на основе книги Гвоздева А.И. «Вопросы изучения детской речи» (М.1961), и сведенные в таблицу Н.С.Жуковой в 1973 году, никто не оспаривает, и с ними считаются. Ибо эти нормы действующие! Гуляя со своим малышом, наблюдая его в кругу сверстников, многие родители волей не волей анализируют (сравнивают) развитие детей. И это дает возможность своевременно разглядеть неладное.
Если вашему ребенку 2,6 года, а он общается с помощью жестов и отдельных звуков, то пора действовать и начать заниматься.
Итак, причин длительного отсутствия речи может быть много:
- Родовые травмы
- Внутриутробные инфекции
- Гипоксия
- Поражения ЦНС
- Нарушение слуховой функции
Поэтому первым и самым важным является сохранное здоровье маленького человека. Обязательно посетите невролога и отоларинголога, пройдите назначенные обследования.
Часто у неговорящих детей наблюдается «речевой негативизм», поэтому ниже мы приведем советы для заботливых и внимательных родителей, которые объективно смотрят на развитие речи своих детей, и желают поскорее нагнать говорящих сверстников.
- «Безгаджетный» режим в доме. Планшет, телефон, говорящие книги и мультики – спасение для уставшей или занятой мамы, но они ОЧЕНЬ вредны для малышей, особенно для молчунов
- Разговаривайте с ребенком эмоционально и постоянно. Если он молчит, это не значит, что ему все равно, где и что происходит. Комментируйте явления и действия вокруг вас. Четко и медленно двигая губами и языком, привлекайте взгляд ребенка к своему лицу. Помните! Что речь формируется по подражанию
- Пойте песни и читайте стихи. Можете поручить это бабушкам. Не нужен разнообразный репертуар, нужен простой, который позволит малышу «подпевать» и договаривать за вас
- Развивайте моторику и сенсорное восприятие. Гуляйте, шагайте, качайтесь, исследуйте детские сооружения – горки, лесенки, карусели. Разрешайте ребенку сыпать, трогать, мять, жевать, лизать, рвать и прочее. Можно все! Что не угрожает жизни и здоровью, и не противоречит правилам поведения
- Посетите группы раннего развития, где есть специальные пособия, спросите совета у педагога по поводу интересующих ребенка игрушек. Возможно, есть смысл приобрести что-то для домашнего пользования.
Если вы внимательно изучили наши советы, и можете с уверенностью сказать, что в течение 2-3 месяцев регулярно «занимались» , но «молчун» не разговорился, то обязательно сходите на консультацию к профессионалам. Помните, что в этом возрасте и в этой ситуации, время может играть против Вас.
Желаем вам успехов! Всегда будем рады обратной связи.