Заикание - это темпо-ритмическое нарушение речи, которое появляется из-за судорог мышц речевого аппарата. Внешне оно проявляется повторами звуков или слогов, невозможностью продолжить речь из-за «блеющего» затянувшегося гласного или даже молчания. И это создаёт неплавность речи. Иногда заикающийся человек заменяет «сложные» для него слова или вставляет эмболы (эээээ, мммм, или конкретные слова и фразы).
Почему появляется заикание?
Причин появления заикания множество, и они могли повлиять в совокупности. Это и органическое поражение коры головного мозга у ребёнка внутриутробно, во время родов или в период до 3-х лет.
Это и психотравма. Например, кратковременный испуг (напугала собака, испугался грома) или длительный стресс (к примеру, развод родителей).
Однако не у каждого человека после испуга или стресса появляется такая речевая проблема. И если она появилась, значит, изначально была предрасположенность к заиканию, «хрупкая» нервная система. Показателем предрасположенности могут служить особенности черт характера (впечатлительность, повышенная тревожность, импульсивность, раздражительность и т.д.)
Также имеется закономерность: если ребёнок левша или амбидекстр (не определился с ведущей рукой или удобно работать обеими), то у него вероятны неплавности в речи. Это связано с межполушарным взаимодействием.
Также «подтолкнуть» к заиканию может чрезмерная загруженность ребёнка различными хобби. Мозг не справляется с такой нагрузкой, и это проявляется в речевой судорожности.
Если ребёнок слышит неплавную речь с запинками (или очень быструю речь), он может начать заикаться по подражанию.
Когда обращаться к специалисту?
Как можно раньше. Лучше сразу после появления проблемы, пока она не успела автоматизироваться, закрепиться. И пока не сформировалась логофобия - боязнь речи и выступлений.
На самом начальном этапе могут помочь медикаменты, которые прописывает невролог. Но если момент упущен, рекомендуем незамедлительно обратиться к грамотному логопеду, работающему с заиканием.
Помогает ли психолог в борьбе с заиканием?
Занятия с психологом могут быть очень полезны. Бывают случаи, что благодаря психологическим занятиям заикание пропадало. Но лучше заниматься в комплексе с логопедом, который научит самоконтролю: как же говорить таким образом, чтобы не заикаться в дальнейшем. А такие, именно речевые навыки, ребёнку очень необходимы.
Как проходят занятия по устранению заикания в нашем центре?
Если возраст ребёнка попадает в категорию до 4 лет, имеет смысл консультативное занятие с родителями и близкими. Логопед даст рекомендации по соблюдению речевого и эмоционального коррекционного режима. Научит, как говорить с ребёнком, чтобы он мог подражать правильной, красивой речи (а у детей такая способность очень на высоком уровне!).
Это речь полного стиля произношения, неторопливая, с обязательным контактом глаз. Иногда нескольких консультативных занятий бывает достаточно.
С детьми от 4 лет и подростками эффективнее всего проводить групповые занятия с другими участниками (и обязательно родителями) по методике, благодаря которой осуществляется комплексный подход и тренировка спонтанного общения. Как в жизни!
Это и работа над темпом, ритмом с помощью метронома. И работа над артикуляцией, с опорой на гласные звуки. На занятиях мы учим соблюдать паузы, по-новому и легко произносить трудные ранее звуки. На релаксациях учим расслабляться.
Конечно же, с детьми занятия проходят в игровой форме! Дети помогают Торопышке вернуться в Город красивой речи, показывая хороший собственный пример.

Можно ли устранить заикание во взрослом возрасте?
Можно и даже нужно! Ведь без заикания жить гораздо легче, что бы и кто ни говорил, что уже привык. Вопрос в том, что запинки в речи уже успели закрепиться, а значит, придётся приложить немало усилий, чтобы их «забыть» и искоренить! Но оно того стоит!
От чего зависит результат и как быстро его ожидать?
Поначалу необходимо натренировать речь ребёнка в довольно медленном темпе и говорить с ним точно также. Вообще ,в принципе, отучаем его быть импульсивным и приучаем к психоэмоциональному спокойствию. Во всём. Как в речи, так и в действиях. Ведь эмоциональное состояние влияет на физическое, а от физического напряжения получаются судороги - речевые запинки. Лишь после автоматизации навыка можно переходить к среднему темпу.
Не хочется банальных фраз, но всё действительно индивидуально. И во многом зависит от того, насколько серьёзно готовы близкие люди помогать и поддерживать ребёнка, соблюдая все рекомендации. В том числе и режим молчания вне занятий, чтобы давать речевому аппарату отдохнуть. Зачем такой режим нужен - об этом можно говорить отдельно и очень долго.
Есть ли какие- то гарантии?
При систематических регулярных занятиях речь заикающихся становится более плавной, уверенной. В нашем центре могут дать технику речи, которая позволяет избегать запинок. При условии, что старые привычки говорить быстро, импульсивно, без пауз и не артикулируя…не будут закрепляться! Необходимо научиться самоконтролю, чтобы не повторять прежних ошибок и говорить новой речью!
Запинки могут появиться в стрессовых сложных ситуациях, во время эмоционального всплеска. Но они уже не будут пугать! Ведь и родители, и дети будут знать, как себя поправить и что сделать, чтобы продолжить речь красиво!
Как говорится, «терпенье и труд всё перетрут»!