ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи (звуковую, лексическо-грамматическую, семантическую) при различных сложных речевых расстройствах у детей, с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости.
Всего существует 4 степени ОНР:
- 1 степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
- 2 степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
- 3 степень – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
- 4 степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.
В зависимости от степени сложности определяется план коррекции длительность коррекционной работы.
Этапы работы с детьми с ОНР:
Вызывание звукоподражаний
- Артикуляционная гимнастика. Отработка простейших базовых упражнений со зрительной опорой. (картинки с различными артикуляционными позициями(обезьянка), мягкие игрушки-болтушки)
- Дыхательная гимнастика. Выработка правильного речевого дыхания.
ВАЖНО! Вдох через нос, плавный выдох ртом. (различные вертушки, «футбол», мыльные пузыри, задувание свечей, шарики, аэроболы и др.) - Голосовые упражнения – вызывание изолированных гласных звуков (с помощью символов Шишкиной, Новиковой – Иванцовой).
- Зарядка под музыку (например, Железновой, или Татьяны Марчук), с озвучиванием действий, для накопления глагольного словаря. (топаем, хлопаем, прыгаем, и др.).
- Развитие мелкой моторики (камушки, мячики, су-джок, прищепки и др.)
- Отработка звукоподражаний: Сначала из двух звуков (би-би, ту-ту, му-му, бе-бе, пи-пи, ко-ко, га-га, иа и др.), затем звукоподражания из 3-х звуков (тук-тук, топ-топ, кап-кап, тик-так, пиф-паф и др.) Используются наглядные картинки из различных пособий. Если ребёнок пока не воспринимает картинки, можно использовать «волшебный мешочек» или сенсорную коробку(клад) с различными маленькими игрушками для вызывания звукоподражаний (животные, машинки, уменьшенные версии стандартных бытовых элементов, и др.). Также, можно использовать компьютерные игры и презентации для накопления словаря звукоподражаний. («Как говорят животные?», «Как звучат предметы?»). Не более 5-7 минут за занятие (хорошие игры есть у «Мерсибо»). После отработки всех звукоподражаний переходим к 1-му классу слоговой структуры.
- Сенсорное развитие. Развитие у ребёнка восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. (Ознакомление с цветом, соотнесение предметов разного цвета. Ознакомление с фигурами: круг, квадрат, овал. И т.д.)
- Накопление пассивного словаря. Постоянно проговариваем все действия, называем все предметы неоднократное количество раз. Слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют.
Вызывание аморфных слов
На этом этапе допустимы искажения и замещения звуков. Логопед (родитель) чётко произносит слова, выделяя голосом гласные. Задача: вызвать у детей подобия слов (мячик - «мя», дом - «бом», собака – «бака», телефон – «фон»). Помимо аморфных слов вводятся слова: на, да, дай, вот, тут, там, туда. Детей учат выражать свои желания фразами (хочу печенье – «атю тене», где мяч? –«де мя?», поехала машина – «пое сина».
В итоге (в идеале) у детей должна появиться потребность подражать речи взрослого.
Формирование ССС (слоговой структуры слова)
На начальном этапе отрабатываются слова-предметы (существительные), к ним постепенно присоединяются слова-действия (глаголы), предлоги, союзы, а также слова-определения (прилагательные и наречия).
- Отработка отдельных слов;
- Составление первых простых фраз и предложений с союзами «и» и «а»;
- Построение первых предложений с глаголами повелительного наклонения (неси, иди, беги, кати и др.)
- Образование множественного числа существительных (кот-коты, дом-дома, дыня-дыни и т.д.).
- К существительным присоединяются слова «это», «вот», «тут», «там» и т.п.
- Отрабатываем винительный падеж с окончанием – «у» и «а» (дай котА, на машинУ и т.д.). Данные грамматические формы отрабатываются при работе над всеми классами слоговой структуры слова.
- Словосочетания со словами «иди», «неси», «беги», «сиди» и т.п. (Мама, иди; Папа сиди; Ваня, неси).
- Формирование уменьшительно-ласкательных форм слов (Стол-столик, собака-собачка, сумка-сумочка, мяч-мячик).
- Формирование фраз «Мой», «Моя», «Моё», «Мои», а также обучение отвечать на вопросы «Чей?», «Чья?» и т.д. (Моя машина; Мамина помада; Папина собака)
- Формирование фразы с союзом «у» (у Сани машина, у мамы сумка, у Кати кукла).
- Формирование родительного падежа существительных (Кого/чего нет?) Нет кота, нет козы, нет машины.
- Обучение подбирать существительные к названным действиям (Кто идёт? Кто бежит? Что лежит? и т.д.).
- Формирование двусоставного простого предложения. (Собака спит, кот играет), можно использовать пособие Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
- Обучение произносить простые чистоговорки из слов 1-9 классов ССС.
- Обучение составлять предложения по картинке или серии сюжетных картинок. Необходимо научить связывать слова с помощью правильно фонетически оформленных окончаний. На этом этапе дети учатся словоизменению. Формируется связная речь.
На протяжении всех этапов коррекции необходимо работать над пониманием речи, коррекцией звукопроизношения, развитием фонематического слуха, ВПФ (высших психических функций). Различные дидактические и сенсорные игры (пазлы, кубики, пирамидки, лото, и т.п.) прекрасно развивают понимание речи и саму речь.