Проблема соотношения мышления и речи в логопедии имеет особое значение при изучении познавательной деятельности детей с ТНР. Известно,что процессы формирования речи и других психических функций тесно связаны между собой.
С одной стороны, невербальные психические процессы являются предпосылкой для развития речи. Так, для успешного становления речи необходим определённый когнитивный базис. Речь появляется у ребёнка на этапе формирования наглядно- образного мышления, когда становится возможным закрепление связи между образом предмета, признака или действия и образом слова. Совершенствование мышления в дальнейшем определяет и возможности дифференциации лексических, грамматических и деривационных значений, овладения структурой значения слова, усвоения. грамматических закономерностей языка.
С появлением речи возникает качественно новый тип мышления- вербально- логическое,значение слова становится средством мыслительной деятельности ребёнка.
У детей с ТНР имеет место замедление темпа психического развития, а также избирательная недостаточность отдельных ВПФ вследствие органического поражения мозга. Таким образом отмечается сложное сочетание нарушения речи и познавательной деятельности, нарушения в выделении значимых, существенных признаков, соскальзывания на случайные, не содержательные признаки, затруднено усвоение счетных операций, представление о количестве, о структуре числа.
Исходя из вышесказанного, в своей работе делаю упор на развитие аналитико- синтетической сферы. Опираясь на работы Р.А. Беловой-Давид, Е.Ф. Соботович, О.Н.Усановой, Р.М.Грановский работаю над одной из основных форм организации когнитивной деятельности- симультанным анализом и синтезом.