Я часто вижу на консультациях расстроенных и озадаченных родителей, которые привели своего неговорящего малыша к логопеду после посещения невролога. Те кто это проходил как родитель, или как специалист, знают, что будет написано в диагнозе - либо РАС, либо аутизм, либо алалия.
Удивляет то, что это пишется и ставится детям без обследований! Без сбора анамнеза! Без наблюдения за ребенком в различных ситуациях... Хочется задать вопрос: "А действительно можно лишь взглянув на ребенка - часто в районных поликлиниках, даже не раздев (так как на прием отводится 7 мин) - вынести такое заключение?" или просто некогда и не хочется искать причину "не говорения"...
Для отсутствия речи может быть масса причин...
- темповая задержка именно речи
- нарушение слуха
- эпиактивность
- интеллектуальная недостаточность
- дизартрия
- условия депривации
От того, что в чем кроется причина отсутствия речи, зависят и перспективы и методы коррекционной работы.
Итак: куда идем, если в 2,5 года не говорит?
- К неврологу, который назначит ЭЭГ, УЗДГ сосудов шеи;
- К ЛОРу, это как минимум, лучше к сурдологу;
- Если вы уже занимаетесь, а динамики к 3 годам нет, от слова совсем, то копаем глубже - МРТ? Обследование на предмет ВЧД?
В любом случае надо искать причину!
С уважением ко всем коллегам и посетителям
Сафронова Наталья Михайловна