Работа при задержке речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – характеризуется более поздними, по сравнению с нормой, темпами усвоения родного языка, детьми младше 3-х лет. Этим термином обозначают речевые нарушения у детей до трёхлетнего возраста. Интеллект и понимание речи при ЗРР сохранены.

Признаки ЗРР:

  1. Мало гулит и лепечет, очень тихий ребёнок, который мало издаёт звуков.
  2. Малыш в 4 месяца не реагирует на общение близкого ему человеку, не улыбается, не показывает комплекс оживления.
  3. Первое слово появилось только после года.
  4. В 1,5 года не понимает простых просьб, не отзывается на свое имя. Не пытается повторять слова за взрослым.
  5. Активный словарь формируется слишком медленно.
  6. Отсутствие фразовой речи в 2,5 года.
  7. Ребенок пользуется только жестами и мимикой, чтобы объяснить, что ему необходимо.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в игровой, интересной для малыша форме. Ребёнок должен быть заинтересован и принимать активное участие.

...
Работа при задержке речевого развития

Начинать работу с детьми с ЗРР нужно с развития органов чувств и моторики (как мелкой, так и общей). Для это можно использовать:

  • Слуховое восприятие: Погремушки, бубен, маракасы, барабаны, ксилофон, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты, игрушки с различным звучанием.
  • Зрительное восприятие: Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки, миниатюры предметов, которые мы встречаем в реальной жизни)
  • Сенсорика: Пластилин, глина, кинетический песок, карточки/лото с различной тактильной фактурой, пальчиковые краски.
  • Мелкая моторика: Пазлы, кубики, мозаики, конструкторы, бусы, сортеры.
...
Работа при задержке речевого развития

Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:

  • импрессивной речи (понимания)
  • экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
  • общей моторики,
  • мелкой моторики,
  • артикуляции,
  • фонематического слуха
  • восприятия

Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.

Приходите на диагностику и узнайте подробнее про каждый этап, а так же получите рекомендации, подходящие именно вам.