Работа при задержке развития

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от психологических норм для данного возраста.

Большинство детей с задержкой психического развития (ЗПР) впоследствии обучаются по массовой школь¬ной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и насыщению школьных про¬грамм, особенно в начальном звене, ставит детей с проблемами в развитии в ещё более неравные «стартовые условия» по сравне¬нию с детьми с нейротипичным развитием.

Какие направления включает комплексный подход в коррекции?

1

Психологическая коррекция: формирование целенаправленности поведения; смягчение эмоционального дискомфорта, связанного со страхами и тревогами; преодоление нежелательного поведения: агрессии, негативизма к занятиям.

2

Педагогическая коррекция: формирование навыков самообслуживания, коррекция памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи.

3

Нейропсихологическая коррекция: переструктурирование функциональной организации мозга с помощью специальных комплексов упражнений и компенсация слабых функций с опорой на сильные. Нейрокоррекция помогает выстроить новые связи в мозге, которые позволяют "обойти" плохо или неправильно функционирующие области.

4

Изобразительная деятельность: как способ развития образного мышления, который считается одним из аспектов общего интеллекта, поскольку подразумевает под собой способность мысленно представлять, понимать и работать с неречевой (т.е. образной) информацией.

5

Медикаментозная коррекция: поддерживающая психофармакологическая терапия в случае наличия навязчивых явлений, чрезмерного психомоторного возбуждения, тревог и страхов, не поддающихся поведенческим и психологическим методам коррекции. Медикаментозная поддержка облегчает психолого-педагогическую коррекцию.

6

Телесная терапия: массаж, ЛФК, кинезиотерапия, сенсорная интеграция. Важность коррекции этой сферы связана с тем, что детям с ЗПР свойственна пассивность и/или не целенаправленность, хаотичность, поспешность в движениях (будь это движения только рук при письме или всего тела). А значит, будет страдать координация движений: от уровня общей моторики, до мелкой и даже артикуляции.

7

Работа с семьей: психотерапия членов семьи ребенка с ЗПР, ознакомление родителей с рядом психологических особенностей ребёнка и составление рекомендаций по взаимодействию и воспитанию.