Работа при аутизме

Работа с расстройством аутистического спектра

Система помощи детям с аутизмом начала впервые формироваться в США и Западной Европе в 60-х годах прошлого века, когда ещё самого термина «детский аутизм» не было ни в психиатрии, ни в специальной педагогике.

Поскольку аутизм является первазивным расстройством, т.е. расстройством, охватывающим многие сферы, четко сформулировать все жалобы не всегда легко. Чаще всего родители отмечают, что ребёнок:

  • не хочет общаться;
  • не играет с другими детьми;
  • не слушает, что ему говорят, с трудом понимает обращённую речь;
  • проявляет агрессию в отношении себя и других людей;
  • не самостоятелен дома, нуждается в постоянном внимании;
  • играет в одни и те же игры, либо не играет, а просто манипулирует предметами и/или их частями.

Проблемы, описанные таким образом, носят очень общий характер, не позволяющий четко сформулировать цели коррекционного вмешательства. Поэтому педагог оценивает уровень сформированности навыков, а также выясняет причины появления проблемного поведения и на этой основе составляет индивидуальный коррекционный маршрут ребёнка, выбирая приоритетные цели работы (SMART-цели) и долгосрочные.

У большинства детей с РАС на первый план выступают трудности, связанные с имитацией, навыками самообслуживания, игрой, коммуникацией и речевыми навыками, а также с проблемным поведением.

...
Работа при аутизме

Также, в процессе коррекционной работы, педагог создаёт специальные образовательные условия для ребёнка с РАС, которые будут способствовать процессу обучения. Они включают в себя адаптацию учебной среды (зонирование пространства, четкая организация рабочих материалов, использование специального сенсорного оборудования и визуальных подсказок), а также использование специальных программ и методов обучения, адаптированных учебных пособий.